Краски с низкой миграцией для печати пищевой упаковки.

Первоначально во время активного развития промышленности люди не думали о том, что используемые новые технологии могут причинить вред здоровью. В погоне за прибылью и объемами производства они использовали самые дешевые и доступные компоненты, не задумываясь о последствиях. Так появились в пищевых продуктах и сырье для них такие вредные для здоровья группы веществ, как корма с гормональными добавками, удобрения, консерванты, антибиотики, генномодифицированные продукты и многие другие вещества. Когда же выяснилось, что современные достижения могут причинить не только вред здоровью, но и привести к смерти человека, ряд химических веществ оказались под запретом.

Когда же речь идет о пищевых продуктах, то список запрещенных веществ значительно расширяется. Пищевые продукты подлежат сертификации и регулярным проверкам на наличие вредоносных факторов. Однако не стоит забывать, что токсичное вещество может попасть в пищевой продукт извне. Например, практически каждый год пополняется список запрещенных веществ, попадающих в пищевые продукты из упаковки.

Как известно, чтобы продукт питания благополучно добрался до конечного потребителя, необходимо его упаковать в соответствующую тару. Так как упаковка непосредственно контактирует с пищевым продуктом, то она и является наиболее вероятным источником загрязнения, но, в то же время, она и защищает продукт питания от прочих внешних воздействий. Таким образом, упаковка сама не должна причинять вред и защищать продукт от внешних воздействий.

Производители продуктов питания заинтересованы в том, чтобы их продукция хорошо продавалась и соответствовала всем актуальным законодательным нормам. В связи с этим они выдвигают требования, чтобы упаковка соответствовала требованиям законодательства страны, где продается и производится продукт питания. Кроме того, международные компании стремятся соответствовать наиболее жестким требованиям, чтобы их продукция обладала одинаковым качеством по всему миру. Часть заказчиков пищевой упаковки выдвигает свои, особые требования, которые могут быть более жесткими, чем обычные, например, как это до недавнего времени делала копания Nestle.

В то же время потребители упаковки заинтересованы в максимальном снижении цены на упаковку, поэтому перед производителем упаковки стоит нелегкая задача — создать минимальный по цене продукт, соответствующий всем требованиям, и при этом остаться прибыльным предприятием.

Упаковка бывает разная и изображение на ней может наноситься различными способами печати. В зависимости от того, каким образом напечатанное изображение контактирует с пищевым продуктом, зависят и требования к краске или лаку.

Если изображение непосредственно контактирует с пищевым продуктом, то есть вступает в прямой контакт, то тут требования должны быть максимально жесткие. Все вещества, остающиеся в лакокрасочном слое после высыхания, должны быть сертифицированы для прямого контакта. Так как список подходящих для такого применения веществ весьма ограничен, то создать краску с прямым контактом с пищевыми продуктами очень сложно и одобренных рецептур немного. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев, нет необходимости в изображении внутри упаковки, поэтому рекомендуется, чтобы изображение вообще не вступало в прямой контакт с пищевыми продуктами, а наносилось только на внешнюю сторону упаковки - это называется непрямой контакт с пищевыми продуктами. Для красок и лаков с непрямым контактом выдвигаются определенные требования по соответствию нормам низкой миграции (LM) и низкого запаха (LO).

Миграция компонента – это перенос этого компонента в продукт через упаковку. Особые регламенты фиксируют лимиты миграции для отдельных веществ.

Каким образом происходит миграция?

Миграция компонентов

Только стекло и металл могут гарантировать отсутствие миграции с внешней стороны упаковки и извне.

В гибкой упаковке используются полимерные подложки, которые сами по себе являются хорошим барьером против миграции.

И все же наиболее критичная ситуация с миграцией наблюдается для картонной упаковки.

Подготовка к печати пищевой упаковки

При составлении дизайна упаковки следует избегать прямого контакта запечатанной стороны упаковки с продуктом питания. Также следует избегать насыщенных плашек и высокой оптической плотности красок. Изображение должно содержать минимальное количество краски, чтобы уменьшить вероятность миграции и отмарывания.

Упаковка вместе с продуктом питания подвергается различным обработкам. Например, повышение температуры способствует миграции, а охлаждение способствует появлению конденсата и экстракции веществ в него, т.е. при печати важно учитывать:

  • Нагрев;
  • Охлаждение;
  • Стерилизацию и пастеризацию;
  • Условия и сроки хранения материалов.

Для прямого контакта необходимы специальные краски, созданные именно для такого применения. Для непрямого контакта также следует использовать рекомендованные для этого краски.

После подбора расходных материалов и подготовки производства проводится тестовая печать. Печатные оттиски передаются в центр гигиены и эпидемиологии для анализа. Получив заключение о соответствии упаковки нормам безопасности в пищевой промышленности, можно приступать к промышленному производству упаковки.

В целях мониторинга стабильности качества производимая упаковка должна регулярно тестироваться на предмет миграции. Кроме того, периодически выходят новые законы и обновляются старые, поэтому производителю упаковки, как и производителю краски необходимо следить за последними новшествами в правилах изготовления упаковки для пищевых продуктов и заботиться об экологической чистоте своей продукции.